Никогда не знаешь, что преподнесет долгожданная встреча со старыми друзьями. Можно убить время, осторожничая пустой болтовней. Или на скорую руку развеять сомнения, убедившись в непреодолимости разногласий. Но вдруг, вопреки оправданному скепсису и чаще - непреднамеренно, в разговоре возникают настоящие слова. И спустя недели ты вспоминаешь об этой встрече с теплотой и признательностью.
То же самое случается и на встрече людей малознакомых. Например, на психологической группе.
Часть участников непрестанно шуршит и суетится, другая – спит с закрытыми или открытыми глазами, третья – борется с желанием убить и тех, и других. Но в конце встречи вдруг выясняется, что время потрачено не напрасно – у «бесполезной» деятельности есть свои убедительные плоды: кто-то помахивает яблоком, кто-то грушей, кто-то консервной банкой с гуавами.
Стоит попросить людей сказать что-то важное для себя и других, это важное, как правило, находится. Человек запускает руку в невесть откуда взявшийся пустой мешок, извлекает из него предмет и рассказывает остальным об этом предмете. И все знают, что это – очень ценный предмет. Который не появился бы, не соберись они вместе.
Той весной 2015 года в Культурном центре «Покровские ворота» в Москве прошла выставка современной христианской живописи «Одна вера: Восток и Запад». Идея ее проведения принадлежала Дженнифер Хили, директору Language and Catechetical Institute и изначально предполагала нереальное: не имея ни опыта в устроении подобных мероприятий, ни методичного подхода к приобретению такого опыта, собрать картины художников различных стран и различных христианских конфессий и показать их в Пекине, Москве и Нью-Йорке.
Нереальность нарастала: экономический кризис вынуждал благотворителей направлять средства на более насущные цели, политический – побуждал авторов работ отказываться от сотрудничества с «сомнительным» проектом американцев-католиков; жалкие ростки удавшихся договоренностей растаптывались неуклюжестью коммуникаций.
Но реальность тоже росла, на каждое противодействие находилось действие: замыслу было суждено сбыться. На открытие выставки пришли чего только не видевшие завсегдатаи культурных мероприятий центра, православные художники, а также знакомые и любопытствующие. Зал дружелюбно встретил запланированные выступления взволнованных организаторов-энтузиастов и ко всему привыкших официальных лиц, публика оценила искренность и внутреннюю скромность представленных работ. Но ценность мероприятия вдруг начала расти во время последующего обсуждения – произвольных выступлений, составивших по времени меньшую часть. Собравшиеся люди, имея в себе нечто важное и открывая это другим, расширили замысел выставки за пределы подчеркивания единства христиан (которое существует) и необходимости оказать сопротивление антихристианской агрессии (которая существует); они словно освятили собой эту выставку.
Собравшиеся на одном смысловом поле покинут собрание с ценными подарками, даже если большую часть времени вели себя безответственно и беззаботно. А если у друзей больше нет общего смыслового поля, не будет и настоящих слов.
Лола Кретова
Kommentare