Конфеты и незнакомцы – неизменные составляющие психологических экспериментов и исследований. Незнакомцы на фотографиях («угадайте, кто тут убийца»), на шатающихся мостах («так вы всё же позвонили ему спустя время»), и вот теперь – незнакомцы на конференциях, с которыми, как оказалось, никто заговорить не может – ни большие руководители, ни маленькие сотрудники.
Намерение людей воспользоваться случаем и расширить свой круг знакомств, участвуя в публичных мероприятиях, остаётся неизменным – они не сомневаются, что новые связи принесут им пользу. Но столь же неизменным остаётся их реальное поведение – они всё равно общаются со знакомыми людьми (проверено исследователями Колумбийского университета). А незнакомцев то боятся побеспокоить, то просто боятся: а вдруг те подумают о них плохо или ещё как-нибудь.
Ничто так не мешает знакомству с незнакомцами, как сосредоточенность на себе, на воображаемом о себе и о незнакомце. Знакомиться становится проще, если такую задачу выполнять не для себя, а для другого – например, для спасения знакомого, родственника, страны, мира.
Лучше всех знакомятся разведчики. Разведчик работает за своими пределами – знакомится не он, а персонаж, в которого он играет. В такой игре большие возможности для удачи – наш старый проект «Мата Хари против Штирлица» использовал метафору разведки для тренингов в том числе по этой причине.
Или, быть может, лучше не заводить новых знакомств, но остаться собой, не играть в другого человека? Быть неэффективным в коммуникациях с незнакомцами, но сохранять свою автономию и цельность, свои представления, в том числе о себе и о незнакомцах. Очень «сильные» личности так и делают, впрочем, как и очень «слабые». Остальные, не считая разведчиков, неловко переминаются с ноги на ногу на очередной конференции. И если волей случая новое знакомство всё же состоится, вероятность растерять в процессе общения свою личность (или часть души) может быть равна вероятности приобрести новых друзей и хороших партнёров.
Лола Кретова
Comments